Повседневную жизнь современного человека трудно представить без компьютера. Хотя, при многих положительных сторонах современного компьютера, имеются также и негативные факторы.

Проведенными исследованиями установлено, что для 30% людей, играющих в компьютерные игры, характерно злоупотребение временем пребывания в виртуальном мире, 10% попали в психологическую зависимость от компьютерных игр , наподобие наркотика.


Естественно, возник вопрос – вызывают ли компьютерные игры эффект, подобный наркотическому средству?

Современные психологи убеждены, что имеет место психологическая зависимость человека от компьютерных игр.

Практикой доказан вред для значительного количества людей от увлечения компьютером, при этом, многим из них нужна серьезная психологическая помощь. У таких людей легко обнаруживаются нарушение психических состояний, а также наблюдается плохое самочувствие, снижена активность и настроение. Самочувствие ухудшается до состояния депрессии.

Для таких людей, окружающая их реальная действительность неинтересна и полна разных опасностей. Поэтому им свойственно устраивать свою жизнь в мире другого плана – виртуальном, посредством установления своих правил игры, где все доступно.

Основной признак зависимости от компьютерных игрдезадаптация, характеризующаяся неадектватным восприятием себя и окружающей действительности.

Эта зависимость хорошо знакома окружающим человека людям, родственникам, друзьям и знакомым, но только не ему самому.

Специалистами в области психологии  выделены основные критерии, чтобы определить зависимость от компьютерных игр, которые характеризуются:

1. Полным нежеланием отвлечься от игры;
2. Отсутствием способности по планированию окончания сеанса игры;
3. Сильным раздражением, когда имеет место вынужденное отвлечение от игры;
4. Безразличностью к домашним заботам, пренебрежением служебными обязанностями, забыванием об учебе, встречах и договоренностях, когда проходит игра на компьютере;
5. Злоупотреблением кофе и аналогичными психостимуляторами;
6. Пренебрежительным отношением к своему здоровью, отказом от сна и личной гигиены, для выделения за счет этого как можно большего времени для игр на компьютере;
7. Готовностью употреблять случайную и однообразную пищу, не требующую отвлечения от компьютера;
8. Расходованием большого количества денег, для обновления игр и покупки разнообразных дополнительных приспособлений для компьютера;
9. Ощущением значительного подъема эмоций во время игры, особенно в случае выигрыша;
10. Желанием обсудить аспекты тематики игры со всеми, даже теми, кто имеет слабое понятие в компьютерных играх.

Психологи небезосновательно уверенны в том, что зависимость от компьютерных игр развивается быстрее, чем от курения, алкоголизма и наркомании. Для формирования такой зависимости вполне достаточно полгода.

Зависимость от компьютерных игр имеет четыре основные стадии развития, каждая из которых характеризуется своей четко определенной спецификой.

1. Стадия легкой увлеченности.

Начало этой стадии довольно незаметно. Человек несколько раз сыграл в ролевую компьютерную игру. После игры он «ощущает вкус», ему понравилась имитация  реальной жизни или какие-то фантастические события, также как и восхищение компьютерной графикой и звуковым сопровождением.
2. Стадия увлеченности.

Основной фактор, свидетельствующий о переходе человека на эту стадию, это возникшая новая потребность, а именно – желание играть в компьютерные игры.
3. Стадия зависимости.

Для этой стадии свойственен переход далеко не всех игроков. Примерно, около 10-14% от общего числа игроков, попадают в психологическую зависимость от компьютерных игр. Правда, большинство игроков, останавливаясь на второй стадии, сразу переходят на четвертую.
4. Стадия привязанности.

Эта стадия характеризуется угасающим уровнем игровой активности человека. Для этой стадии свойственно сравнение в отношении человек-компьютер не с  плотно, а даже очень крепко пришитой пуговицей.

В данной ситуации человек «держит дистанцию» с компьютером, но полного избавления от привязанности к компьютерным играм не достигает. Это самая длительная стадия из всех четырех, она может продолжаться всю жизнь игрока, и зависит от скорости угасания привязанности.

Все компьютерные игры подразделяются на:

I. Ролевые компьютерные игры, а именно:
- игры с видом «из глаз» своего игрового персонажа,
- игры с видом извне своего игрового персонажа,
- руководительские игры.

II. Не ролевые компьютерные игры, а именно:
- головоломки,
- аркады,
- традиционные азартные игры,
- игры на быстроту реакции игрока.

Психологами отмечено разное воздействие всех существующих игр на процессы психических функций. Для каждой игры характерна своя сила и глубина влияния на человеческую личность, а также свои механизмы по формированию психологической зависимости от компьютерных игр. В этом случае самыми опасными, с психологической точки зрения, являются ролевые компьютерные игры.

Играя в ролевые компьютерные игры, человек «входит» в роль персонажа конкретной игры, соблюдая ее правила; в этом случае наблюдается так называемый симбиоз человека с компьютером. Для некоторых случаев характерна утеря своей индивидуальности и единение человека с компьютерным персонажем. Наблюдениями доказано проявление своеобразного уровня психологической зависимости человека от компьютерных игр, в ходе именно ролевых игр.

Для игр, показывающих «своего» персонаж извне, характерно несколько меньшее вовлечение игрока в игру. В этой ситуации управление действиями главного героя происходит как бы со стороны. При этом проявление эмоций и включение мотивации выражаются меньше, чем для игр с видом «из глаз».

Как же понять, что у человека развивается зависимость от компьютерных игр, или же такая игра — просто разрядка?

В данной ситуации все очень просто, благотворное влияние компьютерных игр характеризуется следующим образом – для отвлечения от разных проблем, снятия стресса и т.д., человек на определенное время «погружается» в виртуальный мир. Как правило, это способствует положительному результату. В случае же патологии, наблюдается совсем другая картина – человек «переходит» из пространства виртуального мира в обстановку действительной жизни, для удовлетворения своих физиологических потребностей и лицезрения реального мира. Наличие и удовлетворение всех главных потребностей такого человека, происходит в виртуальном мире. Реальный мир для таких людей, выступает как чужой и неприемлемый. Ведь возможности для большинства в реальном мире не такие обширные, как в мире виртуальном.

Для того чтобы избежать такого понятия, как зависимость от компьютерных игр, необходимо твердо понимать, что виртуальный мир никаким образом не может удовлетворить реальные потребности человека.

Только реальная жизнь способна преподнести человеку настоящие ценности.

xn----7sbbaqc0aq2b4a9an.xn--p1ai — Сделай первый шаг к здоровому образу жизни, выбери верный путь к себе!

Расскажи об этой статье друзьям
Friend me:

Оставить комментарий

Рубрики
Январь 2014
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Апр    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Подпишись на обновления сайта:

Delivered by FeedBurner